Pages

Saturday, June 4, 2011

Интернет=Большой Брат?


В последний год все чаще приходится слышать различные мнения о том, как за нами следят в интернете и компании используют наши личные данные в маркетинговых целях. Хор голосов идет по нарастающей, так как все больше людей пользуется интернетом и его благами (Google, В контакте, Facebook и прочее прочее). В основном это, конечно, громкое возмущение "Да, как они смеют!?" и паника из серии Google (Yandex, Microsoft нужное подчеркнуть) знает обо мне все! Постараюсь проследить эволюцию своего отношения к этому вопросу.


Возмущение
Как сейчас помню, что впервые прочитал про рекомендации по ведению странички на Facebook в путеводителе по кампусу для студентов. Кратко: ведите себя хорошо, ибо по этой страничке о вас будут судить люди, в том числе и будущие работодатели. Я быстро написал об этом в заметках В контакте (сейчас это выглядит иронично). Конечно, я возмущался, что это моя страничка, и я чего хочу, то и делаю и прочее в этом духе. Все это было в далеком 2007-м, Facebook даже еще не запустил свою первую рекламную платформу!
Здесь же стоит отметить, что в то время, я мало пользовался сервисами Google. Только-только стал переходить на Gmail как на основной e-mail, да и сервисов у Google просто на тот момент было не так много. Вконтакте находился тоже в зачаточном состоянии, где не было ни рекламы, ни кучи функций. В общем, время в сети было еще идеалистическо-романтическое, что не в последнюю очередь связано с тем, что для многих проектов это было самое начало пути, когда надо было набирать аудиторию, а деньги было дело десятое. Поэтому же мои странички в соц. сетях подробно отображали мои пристрастия и вообще хранили кучу информации. Эта было опьянение самой возможностью рассказать друзьям за тысячи километров о том, что происходит, что тебе нравится и что нет!
Эта кампусная листовка была первым отрезвляющим сигналом - в сети твоя информация может быть интересна не только друзьям. Тут надо заметить, что в то время соц. сети не отличались богатством настроек.

Google - Большой Брат?
Все началось с Gmail, а там пошло-поехало Google checkout, Google Docs, Google Reader и так далее по списку. К концу 2007 - началу 2008 я был полностью в экосистеме Google. Живя в ней, уже сложно не заметить,  как Гугл делает деньги. Но меня это не особо не беспокоило, так как реклама было порой даже полезная и уж точно не раздражала мигающими банерами и всплывающими окнами. К тому же сервисы были удобны и хороши, поэтому ребятам из Маунтн Вью были доверены адреса и телефоны, и еще черти что. Все было хорошо. Google работал под лозунгом Don't Be Evil, и от этого становилось спокойно)).
Вот кто не вызывал доверия, так это Facebook. Их первые неуклюжие попытки заработать на пользователях сети вызвали справедливый гнев, и пришлось быстро перекраивать стратегию на более изящную. Господин Цукерберг с тех пор взял моду с каждой переработкой сайта сбрасывать настройки личных данных и по умолчанию выставлять наиболее открытые. Прибавьте сюда 5-тиуровневое меню настроек с кучей галочек, и получите отличный способ получения максимума данных от большинства пользователей. И они сами на это согласились! Им за это досталось и достается до сих пор.
Примерно в тоже время великий и ужасный Гугл тоже допустил ошибку, запустив Google Buzz для всех пользователей Gmail без каких-либо настроек, ограничивающих доступ к личной информации (например, с кем вы переписываетесь). Потом Google поймали за руку, когда выяснилось, что их машины, которые использовали для создания баз Street View для Google Maps, "случайно" сканировали открытые сети wifi и собирали кое-какую информацию.
Скандалы были не шуточные, но их так или иначе замяли, кое-кому пришлось заплатить за свое "случайное" неосторожное поведение. Понятно было одно -  эпоха невинности закончилась.
Параллельно с этим стал все чаще замечать, что Amazon (да и другие) подстраивается под то, что ты ищешь в сети или "лайкаешь" в Facebook. Все это стало несколько раздражать, куда бы не пошел - везде Большой Брат. Именно тогда постирал все с Facebook, вместо фотки поставил медведя маринкиной работы, стараюсь особо ничего не "лайкать". Все чаще использовал приватный способ путешествий по сети, благо и Firefox и позже Chrome его поддерживают. Ну и конечно, же везде стоял AdBlock, чтобы реклама не раздражала.

Добро пожаловать в дивный новый мир.
В последние месяцы я заметил, что уже не так негативно отношусь ко всем этим гигантам интернета. Причин тому несколько: во-первых, компании поняли, что надо играть аккуратно и и иногда спрашивают   пользователя, хочет ли он делиться информацией и с кем при запуске нового сервиса, во-вторых, реклама стала более индвидуальна и меньше бросается в глаза, Hulu даже спрашивает какие товары и услуги мне интересны, а не показывает все подряд, в-третьих, понимаешь, что за все надо платить, и твои данные являются валютой. Последний довод был описан в журнале Time довольно симпатичным нашей  семье колумнистом Джоелем Стайном (Joel Stein). Товарищ провел небольшое расследование, что о нем знает интернет (читай онлайновые маркетинговые агентства). Если есть время, то рекомендую почитать статью, если - нет, то тут небольшой ролик, в котором он рассказывает про свои находки. Еще короче - каждый из нас стоит 2/5 цента.
Господин Jeff Jarvis - апологет Гуглономики - говорит, что все должно быть бесплатно, и держаться на рекламе и пользовательских данных. И все мы должны жить в сети максимально открыто, тогда всем будет хорошо.



Вместо заключения.
Я не могу представить, себе жизнь по Джарвису, но и всяких примочек для заметания следов в браузере ставить не буду, если сайты будут продолжать работать над собой и работать со мной. Это несложно: просто скажите, какую информацию вы собираете и что с ней делаете, на человеческом языке (а не мелким шрифтом на юридическом) прежде, чем я нажму I Agree. И дайте мне возможность настроить сервис под себя. А еще надо просто смириться с тем, что в сети за тобой всегда следят, не из коварных замыслов, а просто твои данные - товар.
Все это имеет какой-то смысл для нас, помнящих жизнь до Интернета, мы будем до последнего искать приватности в интернете. Новое поколение, которое растет в facebook-ах, контактах и twitter-ах уже не будет о ней знать ничего. Для них это уже социальная норма делиться всем и со всеми в интернете. Может это не так уж и плохо?

Что вы думаете по этому поводу?
P.S. У меня была небольшая дискуссия на эту тему в блоге Михаила Вотинова

No comments:

Post a Comment