Pages

Friday, August 31, 2012

Как я постигал основы фармакологии с Coursera

Многие, наверное, уже наслышаны про проект Coursera, который предлагает лекции известных университетов бесплатно. Меня он заинтересовал еще в апреле, но проблема была в том, что курсов по интересующим меня темам на тот момент было мало. Поэтому когда, Пенсильванский университет (University of Pennsylvania) объявил о том, что будет преподавать "Основы фармакологии" (Fundamentals of Pharmacology) через Coursera, я сразу на него записался. Ниже я постараюсь подробно описать как проходил курс.



Почему я вообще решил его слушать?


Еще в университете (настоящем, на Университетской набережной) у меня была мысль послушать курс фармакологии: в конце-концов в большинстве работ по клеточной и молекулярной биологии в последнем абзаце говорится о том, том как понимание процессов поможет найти новые лекарство против такой-то болезни. Проблема была в том, что курс преподавался на другом факультете, а слушать что-то вне родного факультета, если это не предусмотрено учебным планом в то время было весьма проблематично. В общем, "основы фармакологии" пришлись очень кстати десятилетие спустя.

На кого рассчитан курс?

Короткий ответ - на очень широкую аудиторию, требуется только знание английского языка и, может, школьный уровень биологии. В большинстве лекций основы основ фармакологии излагаются на очень простом языке без углубления в физиологию и многоэтажных формул. Есть, правда, некоторые лекции, которые немного выходят за рамки школьной программы (например, про рецепторы, связанные с G-белками, и некоторые части фармакодинамики). Отсутствие медико-биологического образования - точно не повод для того, чтобы отказаться от прослушивания курса.

Общая структура курса: длительность, темы, экзаменационные вопросы.

Курс длится 10 недель и состоит из 12 лекций, которые охватывают три большие темы: фармакокинетика, фармакодинамика и процесс разработки новых лекарственный препаратов. Длительность самих лекций варьирует от 25 минут до часа. Я заметил, что к концу курса они стали дольше, так как профессор пыталась рассказать как можно больше, уложившись в заранее заявленное количество лекций. 
В первых двух разделах вводятся основные понятия, разъясняют на простых примерах основные фармакокинетические процессы и механизмы действия различных препаратов. Еще раз хочу подчеркнуть, что все это рассказывается на очень доступном уровне, так как курс рассчитан на человека, ничего не знающего о фармакологии и медицине. Третий раздел - разработка и тестирование лекарственных препаратов - был одним из самых интересных для меня, потому что до этого я только понаслышке знал о различных фазах клинических исследований. После этого курса вы точно будете знать, задачи каждой из фаз, требования к их проведению и анализу полученных данных со стороны контролирующих органов (например, FDA  в Штатах).
Экзаменационные вопросы, на мой взгляд,  в большинстве были простые (особенно, если отвечать на них сразу после лекции). Количество варьирует от двух до десяти, обычно было 4-5. Если непонятны какие-то моменты, то на форуме было несколько человек, которые очень толково объясняли остальным сложные моменты, и подходы (но не сами ответы) к решению небольших задачек в контрольных вопросах.

Как я вписывал занятия в свою жизнь?

Новые лекции выкладывались каждый понедельник. Я выделил один вечер в неделю (вторник) на просмотр видео и ответы на вопросы. Они, кстати, задаются в виде теста с одним правильным ответом или "верно\не верно" утверждение. На каждую контрольную дается 3 попытки.  В случае, если у меня не получалось верно ответить с первого раза, то тогда я возвращался к материалам лекции. Один раз я даже полез в специальную литературу за математическим уравнением, так как оно, как мне казалось, должно быть понятнее пространных объяснений. В принципе, я бы выделил на занятия от часа до двух в неделю, в зависимости от продолжительности лекций. Чуть не забыл, на контрольную дается две недели с момента публикации на сайте (в начале курса давали всего одну).

Проблемы и "шероховатости"

Так как курс основы фармакологии в этом формате  - дело для преподавателя совершенно новое, сбои и проблемы были просто неизбежны. Здесь некоторые из них:

- несколько раз в формулировке вопросов были допущены ошибки, на которые указали сотни студентов, один раз его публично сняли (о чем объявили в е-мейле), в другой - просто оценили сразу несколько ответов как верные задним числом.

- вообще, коммуникация с организаторами курса оставляла желать лучшего. Многие сомневались, что профессор и его ассистент вообще заглядывают в форум. Лично я не припомню, чтобы я видел их сообщения на форуме.

- лекцию про рецепторы, связанные с G-белками, похоже, забыли выложить, хотя тема была заявлена в лекции накануне. Через пару недель она все-таки появилась на сайте, как дополнительные материал без контрольных вопросов.

- курсу, на мой взгляд, не помешало бы немного интерактивности, как это делают на Udacity или в других Courserовских лекциях. А так получается, что это почти тоже самое, что смотреть видеолекции на iTunes U или других местах.

 Итог, или чему можно научиться за 10 недель

Несмотря на все мое брюзжание выше, у меня очень положительные впечатления от лекций. Я на самом деле узнал много нового, особенно в области фармакокинетики, а то что я знал более-менее хорошо, оказывается, называется фармакодинамикой:). Про то насколько ценной была информация о разработке и клинических тестах препаратов я уже упомянул.
В общем, если хотите узнать о том, почему лекарства надо употреблять по расписанию и  при этом не надо запивать их грейпфрутовым соком, почему врачи спрашивают, какие препараты мы принимаем сейчас, выписывая новые, а также почему разработка новых лекарственных препаратов стоит миллиарды долларов, тогда записывайтесь на курс "Основы фармакологии".

И еще, по окончании за небольшую сумму можно будет получить сертификат, если вы ответили верно больше, чем на 90% вопросов.

UPDATE: Оказывается, за сертификат платить не надо. Через три недели после окончания курса мне пришел е-мейл с сертификатом, в котором профессор подтверждает, что я действительно успешно прошел курс, а также кратко обозначены темы, рассматривавшиеся в нем.

Есть вопросы? Пишите в комментариях или в @okolupaev  в твитере

No comments:

Post a Comment