Pages

Sunday, October 2, 2011

Английский язык и образование 2.0



Начну издалека: в 2000-м (а может 2001-м) мне довелось прочитать где-то в сети (скорее всего в авторской колонке сайта одного из еженедельных журналов того времени) одно презабавное рассуждение. Автор возмущался, что в родители придают слишком большое значение обучению своих чад иностранным языкам (прежде всего английскому). Там же утверждалось, что это во многом бесполезное занятие, так как делается это в ущерб другим гуманитарным наукам, а также естественно-научным дисциплинам. И на выходе мы получаем малообразованные кадры, которые только и умеют, что говорить на иностранном языке. Такие выпускники пытаются найти свое счастье за границей, но из-за отсутствия знаний, их берут только на работы, где требуется низкоквалифицированный персонал. Подводя черту, колумнист утверждал, что все это увлечение иностранными языками приведет к тому, что Россия наводнит мир работниками заправок и официантками.

Не буду утверждать, что автор был совсем не прав (может чья-то жизнь и на самом деле развивалась по такому сценарию). Но в сегодняшнем мире знание английского языка просто необходимо, вне зависимости от того, где живет человек. Эта ситуация сродни информационному неравенству между людьми, у которых есть доступ к широкополосному интернету и теми, у кого его нет. Об этом феномене много писали и говорили с трибун разной высоты.

Для большинства сегодня важность знания английского (де факто именно он является языком международного общения) не вызывает никаких сомнений: мы стали больше путешествовать, он нужен нам по работе и т.д. и т.п. Недавно, для меня по крайней мере, ко всему вышеперечисленному добавилась еще одна причина учить английский - (само)образование. Причиной такого прозрения стала статья в журнале Wired про Khan Academy и использование ее на уроках в школах Калифорнии. Khan Academy - это сайт, на котором размещены образовательные видео по разным предметам школьной программы, прежде всего математике и физике, и материалы для подготовки к стандартизированным тестам (типа ЕГЭ) разного уровня. В статье учителя в школе составляли для учеников индивидуальные программы с использованием материалов сайта. Там же они могли проверить, насколько хорошо ученики усваивают материал, скорректировать программы, исходя из полученных данных. "Ну, что ж, мы рады за калифорнийских школьников", - скажите вы,- "А причем тут мы?" . Все дело в том, что доступ к образовательным материалам свободный для всех. Я сразу вспомнил свою школу, где в математика порой не преподавалась месяцами. Как бы пригодился такой проект моим одноклассникам в 1993-94 году!

Khan Academy - самый известный проект такого рода, но далеко не единственный. Очень похожий на на него BrightStorm предлагает примерно тот же набор предметов, отличие состоит в том, что сайт позволяет создавать "карты изучения" предмета (по сути дела индивидуальные программы) для ребенка, к тому же в их видео преподаватель находится в кадре, а не просто комментирует происходящее, как в случае Khan.

Как я уже сказал, оба сайта делают большой упор на физику и математику. Как биологу, мне было очень радостно видеть, что есть специализированный проект по биологии - Interactive Biology. Он по задумке похож на предыдущие два: обучающие видео, вопросники, программы. Пока за проектом стоит всего один человек, и сайт в самом начале своего развития, поэтому не может похвастаться полнотой охвата биологических наук. Будет интересно посмотреть, что из него получится в будущем.

В общем, есть еще один отличный повод учит детей английскому (и самим учить). Можно быть чуть менее зависимым от качества преподавания в школе, а то со всех сторон говорят, что он год от года падает. А еще хочется верить, что проекты такого же уровня появятся на родном нам великом и могучем, но это уже тема политическая и экономическая...

No comments:

Post a Comment