Pages

Saturday, May 21, 2011

О Google и не только...

   

Кто не знает Google? Похоже уже не осталось таких людей на этой планете. Большие и успешные компании - замечательный предмет для книжек, поэтому неудивительно, что  уже вышло  несколько книг про эту компанию. Сегодня поговорим о двух  книгах с  гордым именем Google в своем названии.


Ken Auletta. Googled: The End of the World As We Know It (2009)/ Кен Аулетта. Загугленные: конец мира каким мы его знаем (книга на русский пока не  переведена, поэтому перевод кривой мой)
Книга колумниста газеты “Нью-Йорк Таймз” про компанию Google от самых истоков до ее современного состояния. Как известно, персональные качества и видение мира основателей компании Сергей Брина (Sergey Brin) и Ларри Пейджа (Larry Page) во многом повлияли на развитие Google и принципы, на основании которых она работает. Скорее всего поэтому в книге большое внимание уделяется биографиям Пейджа и Брина, где автор находит много параллелей.
Дальше идет описание того, как в ходе работы над докторской диссертацией в Стэнфорде отцы-основатели изобрели алгоритм, которым будущий поисковый гигант пользовался на ранних этапах. Потом интерес со стороны венчурных капиталистов Силиконовой долины, взрывной рост компании, изобретение революционного метода монетизации, который перевернул рекламную индустрию с ног на голову. И если в сказках все заканчивается свадьбой, то в историях про стартапы из Силиконовой долины все заканчивается IPO, которое Гугл и произвел в 2004 году. Книга тем не менее  отличается от сказки, и описывает проблемы, с которыми компании  пришлось столкнуться после публичного предложения акций: иски со стороны правообладателей книг, настороженность пользователей относительно их личной информации (Гугл наблюдает за мной), скандал с цензурой интернета в Китае и прочее.

В целом, книга весьма интересный экскурс в историю этой необычной компании, которая во многом определила направление развития интернета и многих других отраслей. Автор не скрывает, что книга представляет собой взгляд на Google со стороны. Материал основан на многочисленных интервью с людьми, вовлеченными в дела компании на разных этапах, а также сотрудниками поискового гиганта.

Стоит читать или нет?  Еще пару месяцев назад я бы ответил утвердительно. Сейчас же, после выхода в свет книги Стивена Леви  In The Plex: How Google Thinks, Works, and Shapes Our Live, я затрудняюсь ответить. Как прочитаю - напишу и о ней.

Jeff Jarvis. What Would Google Do? (2009)/ Джеф Джарвис. Что Сделал бы Google? (переведена на русский язык)
О Джефе Джарвисе (Jeff Jarvis) и его книге я узнал из подкаста This Week in Google, который ведет с Лео Лапортом. Но прежде всего он - профессор в City University of New York, автор статей в “Гардиан” и человек, который стоит за блогом BuzzMachine.
В названии книги обыгрывается вопрос, который люди в шутку (или не в шутку) задают себе оказавшись в затруднительной ситуации: “What Would Jesus Do?” Продолжаем  аналогию дальше и получаем, что Google - “учитель” и вдохновитель целого ряда компаний-апостолов, имена которых всем хорошо известны - Amazon, Facebook, Twitter и т.д. и т.п.  Именно Гугл был первой успешной компанией, которая осознала, что правила игры в эпоху интернета отличаются.

В интернете почти нет ресурсных ограничений (рекламной площади, места на полке и т.п.), поэтому создание множества продуктов\сервисов ориентированных даже на самую небольшую группу потребителей . Это означает постепенный закат массового рынка  и переход к рынку  множества ниш (small is the new big). Пример из жизни: мы живем не достаточно небольшом городе в Штатах, где нельзя просто так пойти и купить русскую книжку (это не массовый рынок, это не выгодно), зато это можно сделать в интернете на Amazon или Ebay.

Каждая ниша должна стремиться стать платформой, которая объединяет людей, стимулирует их к совместному принятию решений, творчеству. В рамкой этой платформы потребители получают сервис\продукт бесплатно или за меньшую плату, а продавец получает взамен идеи и информацию. Именно информация является главной валютой в этой новой экономике Google. Продолжим пример с русскими книжками. Чем больше я пользуюсь этими сайтами, тем больше они обо мне знают. В следующий раз, когда выйдет новая книга, скажем Акунина,  они сами подскажут мне об этом. Другая ситуация - в России выходит что-то новое, о чем мои продвинутые друзья уже знают, а владельцы магазина на Брайтон-Бич еще нет. Я закажу это и тем самым дам им знать о существовании этого нового тренда, который они могли бы пропустить.

В первой части Джарвис подробно рассматривает еще множество правил выживания в эпоху интернета, сопровождая их интересными примерами как всем известных компаний\сайтов, так и менее известных широкой публике героев Web 2.0 (Кевин Роуз и Гарри Вейнерчук). Не подумайте, что это скучное бизнес-чтиво с набором инструкций. Книга написана очень живо и эмоцинально, так как автор сам пришел к этим выводам, наблюдая за успешными компаниями в сети, и сам старается следовать изложенным принципам.

Во второй части описаны сценарии гуглификации различных отраслей и аспектов нашей жизни, начиная от знакомых Джарвису издательского бизнеса и газет до автомобилей и даже правительства. Когда читаешь эту часть, часто хочется сказать: “Дорогой Гугл, пожалуйста, сделай так, как тут написано!”

Надо понимать, что автор рисует картину широкими мазками (он все-таки прежде всего журналист), все получается красиво и все счастливы. Эти многие смелые предложения сегодня разобьются о букву закона, отсутствие инфраструктуры и просто инертность многих людей. Кстати про людей, Джарвис как певец эпохи интернета предполагает, что все люди сразу начнут творить сообща, делиться идеями и личной информацией. Это фундамент всей его гуглономической теории. Пока что мы видим, что большая часть людей в сети к этому не готова.
Может эта книга не про нас, а про подростков, которые растут в facebook и в контакте  и не видят ничего страшного, что интернет знает о них все. Более того, они сами рады поделиться с ним всем, включая, то что они ели на завтрак. Но мы все равно должны быть готовы, поэтому рекомендую прочитать книгу даже, если вы не связаны с бизнесом напрямую.

И напоследок дадим возможность самому профессору Джефу Джарвису представить свою книгу.



No comments:

Post a Comment